Упрощение условий лицензирования МЧС

МЧС России упростило процедуру лицензирования в области пожарной безопасности. Соответствующий приказ подписал глава ведомства Владимир Пучков.

Согласно документу, процедура лицензирования передается непосредственно в Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации. Таким образом, теперь подготовка документов для получения лицензии упрощается, что сокращает издержки для бизнеса при ее получении.

Плюсы новых правил лицензирования МЧС:

1. Упрощение процедуры и уменьшение расстояния между местоположением лицензиата и лицензирующим органом МЧС. Например, чтобы получить лицензию в Якутске, необходимо было направить документы в г. Хабаровск, а это более двух тысяч километров; или возьмем  Центральный региональный центр Описание: региональные центры МЧС, когда, приехав из Белгорода или Воронежа и отстояв очередь, лицензиат получал «консультацию» о том, что у него не хватает какой-то бумажки, и ему придется за ней возвращаться (как будто региональный центр находится «через дорогу»!). 

Минусы новых правил лицензирования МЧС:

1. По-прежнему остался пункт 3.3.3, противоречащий Федеральному законодательству и доводящий ситуацию лицензирования до абсурда. «Все документы, представляемые для получения лицензии, составляются на русском языке либо имеют заверенный перевод на русский язык. Копии документов удостоверяются нотариально или предоставляются с предъявлением оригиналов или заверяются учреждениями (организациями), выдавшими данные документы». Благодаря этому пункту теряется весь смысл устранения административных барьеров и упрощения процедуры лицензирования МЧС. А также, в случае, если всё предоставляется в оригинале или в нотариальном заверении, возникает невозможность предоставления документов в электронном виде, а также читая Федеральное законодательство, которое требует лишь заверение учредительного документа. Сотрудники МЧС ставят эту статью регламента превыше основного законодательства.

На практике это означает следующее:

  • Все дипломы приходится истребовать у специалиста и тратить деньги на нотариуса. Если не хочешь платить нотариусу, то иди в орган, выдавший документ (другими словами, «куда подальше»).

 

  • Существует импортное оборудование, которое занесено в реестр СИ и соответствует по всем Российским законам, однако имеет инструкции по эксплуатации на иностранном языке. Паспорта есть в открытом доступе, однако не идут не к каждому прибору, а к партии. На практике инспектора требуют паспорт к прибору, хотя свидетельство о поверке на прибор имеется. Процедура возврата оригиналов не предусмотрена, соответственно, если направить по почте в МЧС оригиналы, можно не дождаться их обратно. Кто из Вас хранит паспорта на сварочный аппарат и на перфоратор? А без этих документов Вас просто не пропустят.
  • Проверка инспекторами МЧС по субъектам РФ скорее напоминает процедуру обыска, как правило, с пристрастием. Чем дальше регион, тем строже там «местные» порядки. Цель проверки – найти недостатки любым способом. Почему такое пристрастие? Ответ очевиден – бизнес. Бизнес в руках бывших сотрудников или родственников действующих сотрудников. Как правило, в любом городе можно найти «свою» компанию, которая выполняет все работы, не встречая административных барьеров. Остальным смельчакам вход на рынок будет усложнен извращенными требованиями, например, токарного станка или, как последний аргумент, – автоклава. А если, все-таки, найдешь автоклав, то как вариант, можно придраться к специалистам, ведь разъяснений по образованию нет, по расчету стажа - тоже нет. Сами сотрудники МЧС это признают и оставляют определение соответствия на свое усмотрение, которое может быть либо положительным, либо отрицательным, в зависимости от личных взглядов.
2. Очень интересен следующий пункт: «В случае, если при документарной проверке не представляется возможным оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям, без проведения соответствующего мероприятия по контролю, осуществляется выездная проверка». Когда есть слово «если», это означает, что можно будет «угодных» проверять документально, а «неугодных» проверять «с выездом на место». Порядок определения необходимости выезда не определен законодательно и, скорее всего, будет воспринят инспекторами по своему усмотрению.

3. Общие формулировки не позволяют чётко сформулировать причину отказа.

Напоминаем, что лицензирование деятельности по тушению пожаров, а также по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений отнесено к компетенции МЧС России постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 года.

Новое правило начнет действовать с 1-го января 2014 г.